Стихия, которая буквально в один момент настигла Армению. Тогда, в 1988, это был Советский Союз.7 декабря, в день, когда и произошли те роковые события, все жили как обычно, но в один момент все изменилось… о, боже, землятресение, Спитак сколько погибших…
Нам сообщили по телевидению, землетрясение произошло в полдень, а эпицентром был город Спитак. Насколько сильными были эти разрушающие толчки можно было оценить только на месте. Да, слышать, что землетрясение — это уже страшно, но страшнее было видеть.
Нетрудно быть хорошим издалека, но это не мой путь
Тогда оставаться в стороне мне было невозможно. Конечно, хороша любая помощь, но сидеть и бездействовать никогда не было моим выбором. Я понимал, что можно отправить деньги, но все это не то, да и не усидел бы я на месте, будто что-то внутри оборвалось, я тут же решил лететь. Понимаете, когда беда настолько сильная, что ты не можешь оставаться в стороне, тем более зная, что можешь помочь.
Я быстро решил, что полечу самолётом в Кисловодск, а оттуда в Спитак. Уже по приезде, я собрал в свою машину хлеб, продукты, чтобы хоть как-то, хоть чем-то помочь людям. Со мной была и моя подружка, а ныне сейчас вторая жена Кристинка — данная Богом, может это нас и объединило – умение помогать и не оставаться равнодушными. Не буду лукавить, страх был, он был у всех, но нужно было держаться, иначе какая это помощь, если сам боишься сделать шаг.
Спитак: помню только стоны и кровь
Раним, ещё тёмным утром мы заехали в Спитак. Разрушенные улицы, рухнувшие здания, город превратился в развалины, в которых выжившие пытались найти близких и родных. Что говорить о людях, они не ждали стихии, они не понимали, что происходит и что им делать. Тогда казалось, будто вокруг всё медленно вымирало. Кругом страх, ужас, крики, кровь, повсюду кровь. Казалось, что город просто погрузился в кровавый мрак.
До сих пор, как вспоминаю этот день, помню только кровь и стоны. Стоны женщин, детей, мужчин, они все сливались в один крик о помощи, который разносился ото всех мёрзлых развалин. Наверное, мне никогда не было так страшно от того, что человек тут бессилен, никак нельзя было противостоять стихии. Можно было лишь разбираться с последствиями и помогать пострадавшим. Тяжело было видеть это, и пропустить всю эту боль и ужас трагедии через себя, эта беда, которая разлучила множество людей, оставила их под завалами умирать.
Всем было страшно, но помощь была куда нужнее отчаяния
Понять, что происходит, было сложно. Я по началу не знал, что мне делать, куда бежать и кому помогать. Просто невозможно понять, как ты можешь пойти на помощь одному, оставив другого. А кому нужна помощь больше? А успеешь ли ты, а сможешь ли? Все это крутилось у меня в голове.
Я понял, что нужно просто действовать, а не стоять, и помочь тем, кому смогу, и тем, чем смогу. Я подбегал к тем, кто был ранен помогая им выбраться, искал выживших, приносил хлеб, поднимал с промёрзлой земли, разговаривал и успокаивал, разрывался во все стороны. Нужно было вселить в них уверенность в том, что им вскоре помогут, их не оставят так. А вокруг стоял мерзкий запах — запах смерти.
Страшно было, не то слово. Кругом израненные, искалеченные, просящие о помощи люди. Кто-то ищет свою семью под обломками, но никак не может добраться, и ты не сможешь, и от этого так больно на душе, но ты перебарываешь себя и идешь дальше. Просто идешь, понимая, что нужно сделать как можно больше для тех, кому ты помочь в силах.
Но взгляд волей-неволей опускается на лица людей, в них страх, отчаяние, ужас, понимание того, что ничего, как раньше уже не будет. Много окровавленных искалеченных людей, матери стонут над мёртвыми детьми, дети ревут над полуживыми родителями, отцы рыдая ищут и собирают тела своей семьи, одни стоны и рёв со всех сторон. Никто не сдерживал слезы, все боролись за жизнь свою и близких.
Вскоре приехали военные, стало легче. У всех появилась надежда, что спасти выживших под завалами еще можно, что там, где-то под этой грудой развалин еще есть тот, кто борется за жизнь. Но не всегда поиск был вознагражден спасенной жизнью. Много умерших, их доставали из завалов, как же это страшно видеть. Как позднее станет известно из официальных данных, погибло 25 000 человек жителей Спитака.
Нельзя быть равнодушным человеком
Видя страдания людей, никак невозможно остаться в стороне. Да, когда это где то далеко, не видя всего этого, не можешь осознавать всей боли и ужаса трагедии. Можно только понять, что за 30 секунд жизнь мирного города и окрестностей уничтожена — и это ужасно.
Я вспоминаю теперь эти события и с болью, и с чувством спокойствия. Но я был там и помогал, находился с ними рядом, приносил хлеб покалеченным, укладывал их удобнее, успокаивал. И теперь, спустя столько лет, это осталось в моей памяти не только страшной трагедией, но и примером того, как я должен был поступить. Никогда бы не поменял своего решения, мне бы и в голову не пришло остаться дома или пройти мимо. Наши действия все же влияют на нашу жизнь.
Тогда я, наверное, понял, насколько все изменчиво, как все может быстро закончиться. Никогда не знаешь, что будет решающим в жизни, а в моей стала помощь. Одного дня в тех страшных событиях мне хватило на всю жизнь, чтобы запомнить, как это страшно быть в отчаянии, не понимать, что происходит, где их близкие и как им жить дальше.
Оставаться равнодушным невозможно. И благодарю Бога, что в этот тяжёлый момент я был рядом с ними, разделил боль и страдания уцелевших обездоленных людей, и свою каплю помощи я всё же внёс.
PS. На самом же деле беды бывают и у разных людей, которые никогда не встречались с глобальными катастрофами. Проблемы есть у многих, но о них молчат или никто не слышит. Нужно быть чуткими и понимать, о чём молчит нуждающийся, а, может быть, он кричит, но его просто никто не слышит в общей суете города.
«Никогда не проходите мимо, если вы можете помочь хоть чем-то»
Первая моя масштабная помощь была оказана мною, более 30 лет назад, в городе Спитаке после землетрясения. Когда в новостях я увидел это ужасное сообщение, загрузил свою машину провизией, и через 7 часов поездки, я уже ранним сумрачным утром помогал и раздавал хлеб пострадавшим, вместе со своей будущей женой Кристинкой.
Я воочию видел боль и мучения покалеченных людей. Лицом к лицу, я видел стон и смерть. И благодарю Бога, что в этот тяжёлый момент я был рядом с ними, разделил боль и страдания уцелевших обездоленных людей, и свою каплю помощи я всё же внёс.
Какой же ужас произошёл в тот день! Огромное уважение вам Артур Левонович! Я считаю, что вы человек с большой буквы!
Я слышал в новостях про трагедию в Армении. Мне было тогда 9 лет. Я считаю, что Артур молодец, сделал очень хороший поступок. По-больше таких отзывчивых как Он.
Мне тогда было 11 лет. И я помню, как по телевизору передавали страшные новости, и фотографии в газетах, которые наводили ужас на меня. Я помню, читала статью про спасённую девочку, пролежавшую в руинах более суток. Помню, как я плакала, закрывшись у себя в комнате. Спасибо всем, кто не остался равнодушным к этой трагедии. Говорят, горе объединяет людей. А так хочется, чтобы радость, счастье, успех, здоровье, благополучие были нашим сплочением!
Слава Богу за таких жертвенных людей, что не остаются в стороне . За людей, способных прийти на помощь, за людей, неравнодушных к чужому горю. Давайте будем чуткими к тому, что происходит в мире, давайте будем открытыми к тому, чтобы помочь нуждающимся.
Прочитав статью, вспоминаю о том печальном событии, когда буквально за несколько секунд жертвами стихии стали десятки тысяч человек… В то время я учился в школе и мы собирали теплые вещи для пострадавших в землетрясении, а на предприятиях собиралась дневная выручка. Вся страна помогала тогда в этом бедствии, но лучше бы таких событий не повторялось больше никогда.
Низкий поклон всем спасателям и вам Артур Левонович!
Спасибо Богу за то, что есть такие люди, как вы. Спасибо вашим родителям за то, что воспитали вас такими милосердными и не безразличными к человеческому горю. Удачи вам во всём!
Читала на одном дыхании, аж мурашки по коже бегали. Вот, что значит Человек с большой буквы! Артур Левонович удачи Вам во всём. Дай бог вам здоровья! Низкий поклон!
Мне было 8 лет, когда произошла эта трагедия … Я не мало читал об этом событии … Помню, что неустанная работа спасателей была достойной восхищения, несмотря на их отсутствие опыта, что несколько разочаровало.
Землетрясение это ужасная трагедия, я проходила такое в своей молодости, вспоминаешь в глазах мутнеет. Да убережет нас всех бог!
Помню те страшные события. Мой друг служил в армии и его перебросили туда. Он рассказывал жуткие вещи, даже не верилось, что это происходит у нас. Вся страна тогда помогала Армении
Да это так. Тогда вся страна оказывала помощь. Безусловно, что труднее всех было тем, кто был непосредственно на месте. Все трудности выполнили с честью и с достоинством и ваша Артур Левонович заслуга есть в этом. Спасибо!
Артур Левонович настоящий герой! Все трагедии, созданные матерью-ЗЕМЛЕЙ, полны боли и великих героев, история, которую нельзя забыть никогда, хорошая статья.
Это был чёрный день в истории Армении. Это страшно когда такое случается природа бывает сурова к роду человеческому. А так же рождает настоящих героев. Артур Левонович — Человек с большой буквы. Желаю всего самого наилучшего!